?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Давно хотела выложить здесь отрывок из книги Василия Русина "Моя жизнь с чеченцами и ингушами", более семидесяти лет прожившего среди вайнахов. До конца своей жизни Василий Федорович сумел сохранить в своем сердце теплые, неподдельные чувства братской дружбы и любви к людям, с которыми жил бок о бок столько лет. В искренность его слов трудно не поверить. Это вы поймете, прочитав его воспоминания...



…Кинопередвижку в район привозили крайне редко, клубов в районе не было совсем, поэтому люди обходились традиционными вайнахскими развлечениями, главными из которых были вечеринки. Они различались как по форме, так и по содержанию. Наиболее частыми из них были просто вечеринки. Чеченцы их называют синкъерам. Это когда для гостей готовится хорошее угощение: режут молодого барашка, индеек или кур, варят их, готовят кукурузные галушки, чесночный соус (берам) и душистый бульон. Все это подают гостям, а старшему, самому почетному гостю, кроме всего прочего, подают вареную голову барашка. Этим подчеркивается, что барашек зарезан в честь гостей. При этом не обходилось без спиртного, но, как правило, этот момент не афишируется.
После ужина гости рассаживаются в ряд по старшинству. Обычно усаживались на нары, устланные коврами или красивой, узорчато расшитой кошмой. За спиной у каждого гостя – пышная пуховая подушка, чтобы он мог чувствовать себя более комфортно. В комнату приглашаются девушки и вдовушки, вернее, разведенные молодые женщины. У одной из них гармошка. Кому-то из гостей предоставляется возможность станцевать первым. В перерывах между танцами девушки под гармошку поют задушевные национальные песни.
Если вечеринка оказывается интересной и затягивается по времени, делаются один или два перерыва для перекура, отдыха и не стесненного рамками вечеринки разговора. Иногда в один из таких перерывов гостям снова подают еду. Спиртное обычно употребляется в очень скромной дозе, чтобы не нарушать нормы приличия. Причем, младший брат никогда не станет пить перед старшим, а о том, чтобы сын выпил перед отцом или племянник перед дядей, и речи быть не может. Таковы неписаные законы вайнахов.
Вечеринкой обычно руководит хозяин дома или кто-нибудь из старших. В дверях, а если позволяет место, то и в самом помещении, могут присутствовать домочадцы помоложе, соседи или просто сельчане. Они также могут участвовать в танцах.
Есть более сложная и по форме, и по содержанию вечеринка, где присутствует элемент условного выражения сердечных чувств (дог дахар). Начинается она с традиционного угощения гостей. Голову зарезанного по этому случаю барашка обязательно подают старшему из гостей. Он отрезает от нее приглянувшийся ему кусочек (обычно это ухо или язык), потом ее передают по кругу всем остальным гостям.
После того, как гости поужинают, еду со столов убирают, освобождают место для предстоящих танцев. В помещение, где находятся гости, приглашают девушек и молодых незамужних женщин. Гости усаживаются в ряд по старшинству, а напротив них на скамейки садятся девушки. Девушка с гармошкой обычно садится посередине.
Хозяин вечеринки обходит всех гостей, интересуясь, какая из девушек им понравилась. Гость указывает на приглянувшуюся ему девушку, а хозяин называет ему ее имя и предлагает девушке занять место напротив избравшего ее гостя. Таким образом, хозяин проходит по всему ряду, знакомя гостей и девушек между собой и усаживая их друг против друга. Вскоре пары, немного привыкнув друг к другу, начинают перемигиваться между собой (дог дахар), используя условные жесты. Основными жестами могут быть:
«Ты мне нравишься»  правая рука прикладывается к сердцу с легким наклоном головы. Она отвечает тем же.
«Ты не возражаешь, если я тебя приглашу танцевать?»  легкая, незаметная поза рук, приготовившихся к танцу, пальцем правой руки обводится круг, указывая на пол. Девушка движением головы показывает «да» или «нет».
«Согласна ли ты выйти за меня замуж, если мы тебя сегодня украдем?»  указательным пальцем правой руки парень указывает на нее и на себя, жестом рук делая вид, что обнимает ее и кивком головы показывает на дверь. Она кивком головы и легким, незаметным движением, как будто встает с места, подтверждая свое согласие. А при несогласии отрицательно качает головой.
«Я хочу с тобой поговорить, давай выйдем на улицу?»  указательным пальцем правой руки парень показывает на свою грудь, затем на свой язык и кивком головы показывает на дверь. Она также кивком головы показывает «да» или «нет».
«Иди ко мне, посиди со мной рядом» (этот жест делается в шутку: никогда она рядом с ним или другим не сядет)  правой рукой незаметно указывает на нее, а левой  на край топчана слева от себя. Она кивком головы дает согласие и немного приподнимается. Это девушка как бы проявляет согласие посидеть рядом, стараясь угодить гостю. Не надо забывать, что все эти знаки условные.
«А можно, я буду моргать и тебе, и твоей соседке?»  указательным пальцем правой руки парень показывает на свою грудь и свои глаза, а потом  на нее и на ее соседку. Она, как правило, отрицательно качает головой, а иногда, чтобы не обидеть гостя, делает утвердительный жест головой.
Гость просит свою избранницу разрешить ему выказать внимание (временно) ее соседке, и если девушка согласна, просит ее сказать об этом соседке. Обычно это делается тогда, когда гость хочет разыграть своего товарища. В этом случае правой ладонью или указательным пальцем правой руки он показывает на свою напарницу, затем  на ее соседку. Его напарница должна шепнуть об этом своей соседке. Та обычно отрицательно качает головой. Но если об этом просит старший из гостей, да еще настойчиво просит, то она условным жестом просит извинения у своего напарника и начинает уделять внимание почетному гостю.
После такого условного «разговора» объявляется перерыв. Затем начинаются танцы. Почетному гостю предлагается танец с гармонисткой. Если этот гость хороший танцор, он будет танцевать, а если нет, то сделает с ней один почетный круг, поблагодарит девушку, и оба сядут на свои места. Далее танцуют в первую очередь гости и хорошие танцоры из местных жителей.
Такие вечеринки обычно продолжаются до самого рассвета. Поэтому во время одного из перерывов гостям приносят еду, чтобы они могли подкрепиться. Подчеркну, что пьют в таких случаях чисто символически и подобные вечеринки проходят очень организованно, без каких-либо недоразумений.
Во время вечеринок строжайшим образом соблюдаются все правила приличия. Не дай Бог, если парень во время танца коснется девушки! Подобное расценивается как чрезвычайное происшествие. На случай непредвиденных обстоятельств в соседней комнате, как правило, находятся один-два человека из старших.
Перед тем, как завершить вечер, хозяин сердечно благодарит гостей и девушек, принимавших участие в вечеринке, гости тоже выражают им свою благодарность.
Следует отметить, что некоторые элементы подобного времяпрепровождения, в частности, выше описанные вечеринки, наблюдались у жителей высокогорных районов: Галанчожского, Шатойского, Итум-Калинского. В плоскостных селах эти вечера проводились несколько иначе.
По большим праздникам, особенно на майские и октябрьские праздники, на улицах проводились празднества с танцами (ловзар). Очень популярны были скачки, которые устраивались вокруг озера Ами. Здесь наиболее пригодный для скачек, ровный рельеф местности.
Скачки – это наиболее любимое зрелище в горных районах. Если судить по быстроте аллюра и горной выносливости, лучшими были признаны лошади нашего района, ценились также скакуны Шатойского и Итум-Калинского районов. Те, кто хотел приобрести красивых и резвых лошадей, непременно отправлялись в эти три района.
Второго мая 1936 года в скачках близ озера Ами участвовали и мы с Хасаном. Он тогда был очень молод, прошел всего год, как женился, и, как любой юноша-горец, очень увлекался верховой ездой. Призовые места нам тогда не достались.
Первым на финиш пришел конь первого секретаря райкома партии Абдул-Рашида Чагаева, но всадник на его коне был другой (такое допускалось в скачках). Мне хорошо запомнился этот конь. Это был иноходец темно-серой масти, при аллюре он вытягивал шею вперед, и, слегка, чуть заметно глазу, покачиваясь из стороны в сторону, пулей летел вперед, едва касаясь копытами земли. Такого коня я хотел иметь больше всего на свете!

Comments

( 58 comments — Leave a comment )
hard_maestro
Nov. 25th, 2012 03:15 pm (UTC)
Привет. Баркалла за пост.можно украду?
t_chagaeva
Nov. 25th, 2012 03:41 pm (UTC)
Конечно.
(no subject) - hard_maestro - Nov. 25th, 2012 03:57 pm (UTC) - Expand
allanyan
Nov. 25th, 2012 03:34 pm (UTC)
Очень интересно. Забрал к себе. Не подскажете - где можно почитать книгу онлайн?
t_chagaeva
Nov. 25th, 2012 03:37 pm (UTC)
К сожалению, ее нет в сети.
groznyboy
Nov. 25th, 2012 08:11 pm (UTC)
Отличный пост! Отправляю в ЖЖТаймс!
t_chagaeva
Nov. 25th, 2012 08:57 pm (UTC)
Вот, оказывается, кто всем этим заправляет! А теперь скажи мне, пжлст, кто мой капитал, который СК, методично понижает? Несмотря на все эти ЖЖТаймсы?
(no subject) - groznyboy - Nov. 25th, 2012 08:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - t_chagaeva - Nov. 25th, 2012 09:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - groznyboy - Nov. 25th, 2012 09:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - t_chagaeva - Nov. 25th, 2012 09:07 pm (UTC) - Expand
wild_che
Nov. 25th, 2012 09:21 pm (UTC)
баркал за пост,Тамара:-) .К своему стыду,все еще не прочитал эту книгу,Дала мукълахь,очень скоро это исправлю,тем более,там и про родню говорят много.Хьасан сан нена де дуй биъна доттаг1 хилла.А ты не с Шалажей?Хозяин коня не из вашей семьи был?Или из Чагаевых с Шалажи,которые галай видимо.
t_chagaeva
Nov. 26th, 2012 09:02 am (UTC)
Вообще-то книга В.Ф. - это своеобразная энциклопедия горской жизни в те годы. Кстати, он там провел несколько лет. И свое направление в самый высокогорный район ЧИАССР отбывал не как трудовую повинность. Уехав оттуда, много раз туда возвращался, Кстати, это он в горное озеро Ами выпустил форель, которая отлично прижилась. Отдельным постом хотела выложить его рассказ, как они искали возможность проложить дорогу в Галанчожский район - рельеф местности очень сложный и предварительная геологоразведка была крайне необходима. Он сам много раз ездил в Галанчож вместе со специалистами. А мог отсиживаться в кабинете и давать распоряжения (тогда работал 1 секретарем РК КПСС в Урус-Мартановском районе).
Сожалею, что тебе не довелось с ним поговорить, к тому же твои родственники с ним были близки.
(no subject) - maumu - Nov. 25th, 2012 09:34 pm (UTC) - Expand
t_chagaeva
Nov. 25th, 2012 10:02 pm (UTC)
Это горская вечеринка. Говорят, на равнине несколько иначе все происходит.
(no subject) - maumu - Nov. 25th, 2012 10:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - t_chagaeva - Nov. 26th, 2012 09:03 am (UTC) - Expand
serafimowich
Nov. 25th, 2012 09:37 pm (UTC)
Очень интересно и познавательно.
Очень бы хотелось услышать вариант аудио-книги, но непременно, голосом Николая Дроздова.
t_chagaeva
Nov. 25th, 2012 10:05 pm (UTC)
Увы, не получится. Вам бы услышать, как об этом сам Василий Федорович рассказывал... Особенно про наваристый бульон, чесночный соус и проч. Он очень хорошо умел рассказывать...
(no subject) - yarik_malyh - Nov. 27th, 2012 01:56 pm (UTC) - Expand
albanpatriot
Nov. 25th, 2012 09:40 pm (UTC)
..а теперь расскажите про жизнь русского парня в чеченской глубинке в 1941-43 годах..
kajaaa
Nov. 25th, 2012 09:51 pm (UTC)
а что там рассказывать, все и так знают.... с кишками на заборе никто не живет
(no subject) - t_chagaeva - Nov. 25th, 2012 10:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - albanpatriot - Nov. 26th, 2012 11:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - 22he_travnya - Nov. 27th, 2012 02:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Nov. 27th, 2012 02:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 22he_travnya - Nov. 27th, 2012 08:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - t_chagaeva - Nov. 27th, 2012 09:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hesh_ke - Nov. 26th, 2012 10:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - t_chagaeva - Nov. 26th, 2012 11:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - albanpatriot - Nov. 26th, 2012 11:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - albanpatriot - Nov. 26th, 2012 11:58 am (UTC) - Expand
power_l
Nov. 25th, 2012 10:59 pm (UTC)
Я так понял, что раньше танцевать было разрешено только незамужним женщинам. И без прикосновений)))

А как с этим обстоит сейчас? Как проводит досуг чеченская молодежь?
koshhko
Nov. 26th, 2012 03:32 am (UTC)
Танцы, походу, не изменились))) видео очень нравится - музыка и пение))
http://youtu.be/AwYnJ27Scvo
(no subject) - power_l - Nov. 26th, 2012 07:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - koshhko - Nov. 27th, 2012 08:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - t_chagaeva - Nov. 26th, 2012 09:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - power_l - Nov. 26th, 2012 03:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - t_chagaeva - Nov. 26th, 2012 07:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - power_l - Nov. 26th, 2012 08:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - t_chagaeva - Nov. 26th, 2012 08:47 pm (UTC) - Expand
cool_polar_fox
Nov. 26th, 2012 08:28 am (UTC)
** «Ты мне нравишься»  правая рука прикладывается к сердцу с легким наклоном головы. Она отвечает тем же.

кстати, классно
нормальные такие традиции знакомства
не то что видишь нынче на улице туповатое

- девушка, у вас красивые глаза!
- отвалииии!

офигительная вещь - в современном обществе нет нормальных ритуалов знакомства
t_chagaeva
Nov. 26th, 2012 08:29 am (UTC)
Спасибо за отзыв!
kolyaseg
Nov. 26th, 2012 04:22 pm (UTC)
а тут случайно первым секретарем райкома партии оказался тов. Чагаев...)))
t_chagaeva
Nov. 26th, 2012 06:39 pm (UTC)
Почему случайно? Там действительно работал первым секретарем Чагаев - о нем автор напротяжении всего повествования пишет.
nadiayar
Nov. 27th, 2012 07:48 am (UTC)
Не так интересен сам пост, как комменты -
http://nadiayar.livejournal.com/1060232.html
makatyn
Nov. 27th, 2012 01:23 pm (UTC)
На Первом съезде РКСМ А.Горький похвалил, книгу "Тайна",(фамилии автора к сожалению сейчас не помню,но когда помнил пытался поискать эту книгу), о чеченцах и советовал её читать.чтобы знать народ.
Интересно,известно что нибудь об этой книге.
makatyn
Nov. 27th, 2012 07:15 pm (UTC)
Re
Пасынков,фамилия автора книги "Тайна".
Re: Re - t_chagaeva - Nov. 27th, 2012 09:08 pm (UTC) - Expand
komskon
Nov. 27th, 2012 01:25 pm (UTC)
Это все хорошо...танцульки там,бараньи головы почетному гостю,пир горой,бла-бла-бла.

Но потом,в феврале 1944г наступило тяжкое похмелье для чеченцев.

А этот русский,видимо,позже понял,что чеченцы были не на той стороне.
t_chagaeva
Nov. 27th, 2012 01:51 pm (UTC)
Не этот русский, как вы изволили выразиться, а Василий Федорович Русин, уроженец села Ольховатка Курской области, прожил среди чеченцев и ингушей всю свою жизнь. И не только он, а вся его многочисленная семья. Следуя чеченским традициям, построил дома всем своим сыновьям по соседству друг от друга, там же поселил своего старшего внука. Он не только умел жить по нормальным человееческим законам с людьми другой национальности и другой религии, но также выучил язык - как чеченский, так и ингушский, у него по всему Кавказу были друзья, которые, если понадобится, могли постоять за него горой.
Срочно доставайте его книгу, читайте и учитесь жить с открытым сердцем и душой. И без камня за пазухой (это я не про вас - так, на всякий случай, в назидание другим).
(no subject) - (Anonymous) - Nov. 27th, 2012 04:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - t_chagaeva - Nov. 27th, 2012 05:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Nov. 27th, 2012 04:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - t_chagaeva - Nov. 27th, 2012 09:14 pm (UTC) - Expand
mahariuse
Nov. 27th, 2012 04:02 pm (UTC)
прочитал половину текста и замутило.какие же они там дикари
t_chagaeva
Nov. 27th, 2012 09:10 pm (UTC)
Точно! Дикари! (качаю головой, вздыхаю тяжко).
t_chagaeva
Nov. 29th, 2012 07:25 am (UTC)
Обращаю внимание френдов (и нефрендов) на то, что отвечаю на вопросы, заданные исключительно здесь, в моем ЖЖ. Заходить на чужую площадку и там спорить на тему, затронутую в моем журнале, не стану.
( 58 comments — Leave a comment )

Profile

часы
t_chagaeva
t.chagaeva

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel