?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Случился новый повод...

Да, случился новый повод для того, чтобы выложить здесь новую сказку. Она, что называется, получится в тему, так как недавно у нас произошло достаточно активное обсуждение темы частых разводов (см. "Разводы? Но почему их так много?"). Конечно, ясности в данном вопросе достигнуто не было - шел обычный обмен мнениями. Высказываний мужчин, против моего ожидания, было значительно больше. И в них было высказано много упреков в адрес слабой половины. Что ж, спорить с этим нет смысла, тем более что жаркой дискуссии все равно не получилось. Поэтому наши слабые возражения по поводу того, кто в доме хозяин, заложены в этой сказке, которую я по случаю перевела на русский язык. Читайте, и если будет желание, продолжайте дискуссию.

ЗУДА

Цхьа зудий, стаггий хилла чІогІа бертахь дехаш-Іаш. Цхьана хенахь нахана стаг ца хеташ хиллехь а, хІинца наха цІе йоккхуш къонаха хилла иза.
Цкъа цхьана дийнахь шайн дар-дацар иккхича, зудчо аьлла:
– Ас ца винехь хьох цкъа а стаг а, я хІумма а хир яцара.
ОьгІазваханчу цІийндас аьлла:
– Со стаг ца хиллехь, хьо соьга йогІур а яцара, соьга ца еънехь, хьо иштта дика цІе йоккхуш зуда а хир яцара.
Амма зуда кхин а дIа девне юьйлуш, къийсалуш хилла. Цо аьлла:
– Делахь дика ду. Ахь со исс цІе а тасий, йита. Со кхечуьнга маре гІур ю. Ахьа а хьайна кхин зуда ялае. Замано гойтур ду, вайшиннах бакъ мила лоь.
Цо бохург дина стага. Шен зуда йита а йитина, кхин зуда а ялийна, охьахиъна иза.
Кхо йитина йолу зуда а яхана маре. Иза яхнарг кхеран юьртахь цхьанна а стага лара а ца лоруш, цхьанна а стаг а ца хеташ, ваьлла лелаш волу цхьа стаг хилла.
Ша дІакхаьчний, ца кхаьчний бохучу хенахь и стаг оьздачу кепе валийна цо, тІе цІена бедар юьйхина, мас нисйина. Цуьнан цІа а, малх санна, хазачу кепе далийна, дІахІоттийна цо.
Цхьана суьйранна тІе цІена чоа а дуьйхина, безамехь кечвелла, араваьлла и стаг. Вахана, пхьоьхана хІоьттина хІара.
Кхунах ца бешаш къамел дечу накъостех цхьаммо хастийна кхуьнан чоа, иза говза дина хиларна.
Оцу стагана и шен чоа дIаделла цо. ЦIа веъча, зудчуьнга дІадийцина хIокхо ша динарг. Зудчо аьлла:
– Делллехь, дера ас хьуна кхиниг тоьгур ма ду.
ШолгІачу сарахь и стаг араволучу хенахь, тІехь кхин цІена чоа а долуш араваьлла.
ХІинца а, хьалха санна, цхьана накъоста хастийна кхуьнан духар. И цунна а делла, чувеана хІара.
ТІаккха а зудчо, хІумма а ца олуш, кхин чоа тегна.
Де-дийне долуш, хан зама дІайоьдуш, наха тамаша беш, къонаха хилла дІахІоьттина и стаг. Элашца гергарло лело а ваьлла иза.
Ткъа оцу зудчун хьалха хилла майра, нахана ца вевзачу кепара тишвелла дІаваьлла. Цуьнан мел хилла хІума а, бахам а хІаллакьхилла. Кхин дан хІума а ца хилла, ша ялийна зуда дІа а яхийтина, сагІа доьхуш лелаш хилла иза.
Лела-а-аш, хІара зуда ехачу хІусаме а кхаьчна и. Шен хилла зуда ца евзина цунна.
И вевзинчу зудчо, чу а валийна, тІеюха цІена бедар а елла, даахІума а делла, веза хьаша вина охьахаийна иза.
ТІаккха и зуда а евзина цунна, зудчо ца вича, стагах къонаха ца хуьлий а хиъна.
Шен шолгІачу цІийндена уггар а цІе йоккхуш йолу, шена бакъахьара хеташ йолу зуда а ялийна, шен хьалхалерчу цІийндега юхаяхана и зуда.




Жена

Жили муж с женой. Семья у них была дружная, и оба коротали свой век в большом согласии. Муж, хоть и слыл когда-то никчемным человеком, сейчас пользовался авторитетом у сельчан, его уважали.
Однажды, во время редкой ссоры, жена сказала мужу:
– Если бы не я, ты не стал бы тем, кто ты есть.
Муж очень обиделся на нее. Он ответил ей в том же духе:
– Если бы я не был достойным мужчиной, ты за меня не вышла бы замуж, и не стала бы такой именитой и влиятельной женщиной.
Но жена на этом не остановилась и продолжала спорить. Она предложила:
– Хорошо. Давай поступим так: ты сейчас произнеси соответствующие слова и разведись со мной. Я выйду замуж за другого, и ты женись. Время покажет, кто из нас был прав.
Муж так и сделал: оставив свою супругу, он женился на другой и стал жить с новой женой. Его жена после развода тоже вышла замуж за односельчанина-бродягу, с которым в селе никто не считался, и стала жить с ним. Не успела она войти в его дом, как сразу привела супруга в надлежащий вид – сшила ему новую одежду, уговорила сделать приличную прическу, словом, преобразила мужа до неузнаваемости. А в доме навела порядок – вымыла, вычистила все хозяйство, и вскоре здесь поселились уют и благополучие.
Однажды вечером муж надел новую черкеску и направился на сельскую площадь пообщаться с сельчанами. Один из его знакомых обратил внимание на то, что его черкеска сшита со вкусом. Он тут же снял ее с себя и отдал односельчанину. Придя домой, мужчина рассказал об этом жене. Та и словом его не попрекнула и пообещала сшить другую черкеску.
На второй день, вечером, муж снова отправился к приятелям. Он был одет в новую черкеску.
Как и в прошлый раз, один из его приятелей похвалил его одежду. Он также отдал свою новую черкеску приятелю и вернулся домой.
И на этот раз жена, не произнеся ни слова упрека, сшила ему другую черкеску.
Проходило время и мужчина превращался в уважаемого человека, все больше удивляя окружающих своей степенностью, обходительностью, и постепенно становился уважаемым человеком, стал водить дружбу с влиятельными людьми.
Ну, а ее бывший муж преобразился в обратную сторону, опустившись до уровня бродяги. Он истратил все свое имущество, развелся с женой и вскоре стал попрошайничать.
Однажды он забрел в дом своей бывшей жены и не узнал ее. Но она сразу узнала своего бывшего мужа, завела его в дом, дала чистую одежду, посадила за стол и накормила, как самого дорогого гостя.
Позже он узнал свою бывшую жену и тут же признал, что мужья становятся достойными мужчинами, если таковыми их делают жены.
Женщина сама нашла достойную жену для своего второго мужа, женила его на ней, а сама вернулась к своему первому мужу.

Comments

( 24 comments — Leave a comment )
warshawskiy
Jan. 30th, 2012 09:39 pm (UTC)
Иштта вай нех кицаъ ду, "Стагах стаг вийриг зуд ю, из воцуч метт хотвийриг зуд ю олий".
Ер дийцар дийцин хьай дог 1абди моьтш ву со ахь, массо божарех-)))).
Амма оц туьран маь1ан ду, зуд ша хил ма езар дик елахь, цуьна мах ца хилар.Иза бакъ долш нийсаъ ду.
t_chagaeva
Jan. 30th, 2012 09:52 pm (UTC)
Иштта ма ала - иза туьйра ду. Со зударшка узуш а яц, я божаршка узуш а яц. Дог Iабо соьга х1оьттина хало а яц. Бехк ма билла иштта аларна.
warshawskiy
Jan. 30th, 2012 10:05 pm (UTC)
Ахь зударшкхьа оьзчий, я божаршкхьа оьзчий сун новкъ ца дог1у, ассам забарен бахар из-)))иштта"-))))"велар а дилнер ас,забар йуйла кхетийт. Хьоьгахь хало ю ас мох олу,сун хьо мил йу ца хиъч-)) Бехке дацар и аларам,цул оьшуш дерг аьлчи ца биллин асам бехк.
sym_ona
Jan. 31st, 2012 12:41 am (UTC)
с моралью сказки согласна, но сам сюжет - высокие, высокие отношения.

она хоть одного из своих мужей любила? и где их дети? они с этими сходами/развалами переходили из одного дома в другой, как знамя?
t_chagaeva
Jan. 31st, 2012 09:06 am (UTC)
Симона, вы сейчас перешли в сферу беллетристики. Если вы заметили, чувства в сказках передаются одним-двумя штрихами (в большинстве сказок). Там обычно не углубляются в какие-то сложные переживания. В этой сказке тоже за словом следует действие, затем снова - действия, в итоге автор сказки преподносит нам "продукт" этой связки "слово-действие". В сухом остатке - поверженный своими необдуманными поступками мужчина. Если вы заметили, жена не торжествует - она констатирует факт: я сделала тебе лицо, давай вместе поддерживать это теперь наше общее лицо. Они друг друга не услышали, в итоге получилось то, что получилось.
gijia_gogo
Jan. 31st, 2012 10:37 am (UTC)
конечно, без женской руки мужчина неухоженный. Некоторым женщинам даже по этой причине и нравятся женатые. Но! Может, в этой сказке и показан образ умной женщины, а таких в действительности стало меньше, поэтому и в теме про разводы много упреков было в адрес слабого пола.
Хотя я иногда встречаю умных кавказских девушек, но рядом с ними какие-то прохиндеи обычно. и наоборот
t_chagaeva
Jan. 31st, 2012 10:50 am (UTC)
Согласна с вами...
pumchik
Jan. 31st, 2012 05:55 am (UTC)
То, что жена "делает" мужа, семью - понятно. Но способ доказательства разводами/свадьбами/снова разводами уж очень радикальный :))
t_chagaeva
Jan. 31st, 2012 09:11 am (UTC)
Сказка. В сказке вопросы зачастую решаются самыми радикальными способами. Показана модель разрушительных отношений. В сказках, как правило, многое надо обтачивать, домысливать.
pumchik
Jan. 31st, 2012 09:15 am (UTC)
У меня просто сказка ассоциируется с чем-то детским и понятным. Я бы назвала это притчей. Но это только мое восприятие :)
t_chagaeva
Jan. 31st, 2012 10:04 am (UTC)
Да, можно рассматривать ее и как притчу.
isa_muslim
Jan. 31st, 2012 06:30 am (UTC)
Тамара, хьуна Дела реза хийла, оцу дийцарца ахь т1еч1аг1до-кх оцу "Разводы? Но почему их так много?" ц1етоьхна ахьа яздинчунна к1ела оха яздинарг. Бехк буьллий ахьа т1акха божаршна? Барт, доьзалахь, бан безаш верг цхьаъ вац, зуда а ю, стаг а ву. И шиъ хьекъале хилахь, марнене а, мардега а царна новкъалло йанлур яц. Со ч1ог1а реза ву хокху дийцаран чулацаманна.

И барт бухош берш, зудий, майрий шаьшшиъ ду. Иза а, дуккха хьолехь, кег-мерзг х1уманаш т1ехь хуьлуш ду, кегийрахошна лела ца хаарца. Бехк ма билла, яздича бакъхьара хир ду аьлла хета суна, цхьадолу ледерлонаш:
- дийна делкъа хена, т1еда корта оьций, и месаш а яржайой х1ицца керта еанна нус мардений, марнанний хьалхьаш лела;
- марнана а, маьрйижарий а шай г1улакхш деш лелачу хенахь, нус делкъаца йижина 1уьллу;
- мачаш д1айуьлучу хенахь, маьрйишас массернаш а йуьлучу хенахь, несо шенашший, шен майрчуьнашший бен ца йуьлу;
- ненац, йишица х1иццалца буьрса хилла волу к1ант(ваша), зудчунна къежий, векхалой д1аволу, чохь кхинарш боцуш санна, нускал хуьлу доьхьал йоьрзий, къежий д1айолий. Кхин а масане ду уьш...
Ткъа иштта, оцу шимма хиттош йолу оцу кепаша чохь болчарна шаьш сов буйла хаало-кх. Нагахь, сов балахь, шаьшша шайна бовла беза, йа чуьрнаш лара беза.
isa_muslim
Jan. 31st, 2012 06:31 am (UTC)
Перевести нужно?
t_chagaeva
Jan. 31st, 2012 09:12 am (UTC)
Если не трудно.
isa_muslim
Jan. 31st, 2012 10:45 am (UTC)
Тамара, спасибо за притчу, мне она очень понравилась! Эта притча как раз дает понять тебе, почему больше мужской проловины приняли участие в обсуждении поста "Разводы? Но почему их так много?" и почему в них было высказано много упреков в адрес слабой половины.

В семейном раздоре виноваты, прежде всего, сами молодожены. Причины - бытовые мелочи, в основном, это не знание элементарной этики (вайнахской, мусульманской).

Например:
- молодая сноха, средь белого дня, после принятия душа (извините за прямоту), распустив мокрые волосы, ходит перед свекром и свекровью, как ни в чем ни бывало;
- когда свекровь, золовка уже давно пробудились и занимаются хозяйством, молодая спит себе до полудня;
- когда золовка моет грязную обувь, вместе со своей, обувь всех членов семьи, не разбирая чьи, молодая сноха моет только свою и мужа;
- брат или сын, который до сих пор был строг по отношению к сестре и матери, как пологается джигиту, то после женитьбы он как будто подменен - весь в улыбке, глаз не отрывает, заигривается с невестой и она, в то же время, отвечает ему тем самым, как буд-то в доме больше них двоих никого нет (я не против теплых отношений, наоборот за :) , но всему есть место и время).
И много подобных мелочей, которые заставляют родственников со стороны мужа задуматься о том, что они в этом доме лишние. Может, и в самом деле лишние, а может, нужны как прислуга, этого я не знаю. Но если лишние, то лучше сразу начать жить отдельно.


Edited at 2012-01-31 10:49 am (UTC)
t_chagaeva
Jan. 31st, 2012 02:16 pm (UTC)
Да, такое поведение невестки меня тоже раздражало бы. Но в этом случае я упрекнуть могу только ее мужа. Мне кажется, что не только в семье надо преподать молодым уроки вайнахской этики, но также это должно стать предметом обсуждения между молодыми в период ухаживания, а не тогда, когда они уже поженились.
(Anonymous)
Jan. 31st, 2012 04:50 pm (UTC)
но также это должно стать предметом обсуждения между молодыми в период ухаживания, а не тогда, когда они уже поженились.

Reply

V period uhajivaniya mas-mamaika hyli s1ulteh kidnyak yokx zudarsh

Tamara,zudreh ma tesh bohchun hu erdar ah:)? Behk ma billalah isht hattarn
t_chagaeva
Jan. 31st, 2012 05:41 pm (UTC)
Вайн к1ант а ву х1усамнана яло езаш. Массара а ч1ог1а лерина хьажалахь, цу йо1ан нене хьажалахь, цхьа дагахь доццу х1ума л1анта дахь, хьо дуьненчу яларх дохко ер ю хьо, бохуш, 1адийча санна 1аш ю со-м. Дерриг а хууш со а ца хилла, амма марнанас соьгара даьлларг нахала а ца доккхуш, тхойшиъ йолччохь, ч1ог1а к1еда-мерза хьехар а дой, д1адерзийтина. Суна-м ца хаьа, х1ун эр ду хьан хаттарна жоп луш. К1анта ша нисдан деза, шен доьзалехь нийса доцург, цхьангга а ца кхочуьйтуш, аьлла хета суна-м.
(Anonymous)
Jan. 31st, 2012 07:09 pm (UTC)
, цу йо1ан нене хьажалахь,

zud yalo kechvelcho eggar halh tidam ban bezash derg dukx har
M.Beksultanov ob etom horosho pishet
t_chagaeva
Jan. 31st, 2012 07:30 pm (UTC)
Баркалла. Хьан хьехам тидаме оьцур бу аса, Дала мукълахь.
(Anonymous)
Jan. 31st, 2012 05:03 pm (UTC)
Спасибо за понимание. Да, я же не оправдываю мужскую половину в таких ситуациях.
В общем, брак и развод - актуальные проблемы в наше время.
АльхьамдулилЛах, у меня вопрос решен. Очень доволен своей половиной, поэтому, всегда добрыми, ласковыми и нежными словами ускользаю из под каблука )))
t_chagaeva
Jan. 31st, 2012 05:43 pm (UTC)
Поздравляю!
isa_muslim
Jan. 31st, 2012 05:06 pm (UTC)
Спасибо за понимание. Да, я же не оправдываю мужскую половину в таких ситуациях.
В общем, брак и развод - актуальные проблемы в наше время.
АльхьамдулилЛах, у меня вопрос решен. Очень доволен своей половиной, поэтому, всегда добрыми, ласковыми и нежными словами ускользаю из под каблука )))
t_chagaeva
Jan. 31st, 2012 05:43 pm (UTC)
Еще раз поздравляю.
( 24 comments — Leave a comment )

Profile

часы
t_chagaeva
t.chagaeva

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel